"Детский "секрет в изучении языка



В 1984 году, центр по изучению языков при американском университете в Бангкоке начал использовать новый подход в преподавании тайского языка. Метод был назван "Новый подход в прослушивании". В последние годы он стал более известен, как "Автоматический рост языка".


Данный метод исходит из того, что любая попытка заговорить на другом языке (или думать о его грамматике) до приобретения автоматических навыков речи, нанесет ущерб его изучению и существенно повлияет на конечный результат.


Другими словами, этот метод использует длительный "период молчания", на протяжении которого учащиеся сосредоточены только на прослушивании. После 6-12 месяцев интенсивного прослушивания, они начинают разговаривать, причем это происходит спонтанно и естественно, без каких-либо усилий или "думанья" с их стороны.


Все знают, что при переезде в другую страну, дети начинают говорить на другом языке так, как-будто они там родились, а вот взрослые - нет. Обычно это "объясняется" тем, что дети обладают неким особым "талантом к языкам", который пропадает, когда они вырастают, поэтому взрослым язык необходимо всячески "преподавать", т.к. они , якобы, уже никогда не смогут выучить его естественным путем.


Ну, и как далеко мы продвинулись в "преподавании" языков?


Почему, например, выходцы из Центральной Африки, оказавшись (зачастую нелегально) в новой среде лучше и быстрее овладевают новым для них языком, чем студенты, изучающие его в высших учебных заведениях? Не могло ли случиться так, что учителя ошибались с самого начала? Может быть взрослые все-таки могут делать то, что делают все дети? Может быть это их собственное "взрослое" поведение, а не отсутствие "таланта" мешает им добиться успеха?


Ошибочно думать, что дети могут то, чего уже не могут взрослые.


Вопрос: Что произойдет, если взрослый будет слушать новый для себя язык в течение года, не пытаясь на нем говорить?


Ответ: И дети и взрослые это могут, но вот только взрослые, скорее всего, сделают все неправильно!


Представьте себе 4-х летнего малыша и взрослого и то, как они реагируют, если к ним обращаются на другом языке. В подавляющем большинстве случаев ребенок просто слушает, в то время как взрослый обычно пытается что-то сказать в ответ.


Это "не пытаться что-нибудь говорить" и есть главный детский секрет.


Именно это приводит к пониманию, что внимательное "слушанье" того, что заведомо произносится правильно приводит к правильному усвоению языка, тогда как "говоренье" того, что заведомо произносится неправильно, ведет к неправильному формированию этого языка в памяти того, кто его изучает.


Что было бы, если бы взрослые делали так, как это делают дети, т.е. просто слушали бы другой язык в течение года и не пытались бы что-нибудь на нем говорить?


В 1984 году, в Бангкоке, студенты начали заниматься именно этим на уроках тайского языка. Они только слушали язык в течении целого года, не пытаясь на нем говорить. Было установлено, что взрослые могут достичь практических таких же результатов, что и дети.


Если взрослые будут слушать понятную им живую речь и не пытаться при этом заговорить, тогда их способность к свободному общению с ясным произношением через год проявится автоматически.


Похоже, что разница между взрослыми и детьми заключается не в том, что первые утратили способность изучать язык правильно, а в том, что, это дети еще не приобрели способность делать это неправильно, т.е. разрушать свою способность к изучению другого языка из-за преждевременной разговорной практики.


Принуждение к разговору разрушает языковые способности взрослых.


Использование таких методов, как перевод, изучение грамматики, поиск и вставка пропущенных слов в предложениях и тесты препятствуют овладению языком на уровне носителя.


Естественная речь, которая происходит автоматически, не приводит к разрушению языковой способности (даже, если она еще не до конца правильна). Ущерб происходит не от того, что вы делаете ошибки во время разговора, он происходит от того, что вы "думаете" об языке.


Можно смело предположить следующее: причина, по которой дети всегда овладевают другим языком на уровне носителей в том, что они учатся говорить, слушая. Тогда как взрослые, наоборот, не могут достичь уровня носителей, потому что учатся говорить, разговаривая.


Взрослые слишком "разговорчивы".


Формула проста - "Слушай", "Не говори" и "Будь терпелив". Выходит, что никакого "секрета" в этом не было и нет! Более того, взрослые могут делать это быстрее.


Как это работает?


Большинство преподавателей постоянно призывают своих учеников как можно больше говорить и, при этом, тщательно думать над тем, что они собираются сказать, чтобы те изо всех сил старались говорить "правильно". К сожалению, это как раз то, что очень сильно мешает им учить другой язык.


Давайте посмотрим на детей, которые переехали вместе с родителями жить в другую страну. Мы видим, что они "слушают, смеются и на все глазеют". Их секрет - уши и глаза широко раскрыты, рот на замке, никаких тестов. Они становятся практически носителями языка уже через год, другой.


А теперь, давайте заглянем в классные комнаты, где изучают язык, во всем мире. Мы видим совсем противоположное - уши практически запечатаны воском (вместо этого студенты вовсю учат "глазами"), рот не закрывается ни на минуту и тесты, тесты, тесты...


Сегодня студентам нужны две вещи


Во-первых, им нужно, чтобы занятия языком были настолько интересны (веселы, захватывающи, волнующи т.д.), чтобы они забывли о том, что имеют дело с другим языком.

И во-вторых, их уровень понимания должен быть достаточно высоким - 80-100%.


Уходит немало времени на подготовку учителей, которые могут быть одновременно и интересными и понятными. Но это секрет успеха! Интересные и понятные материалы для прослушивания и длительный "период тишины", вот ключ к тому, чтобы заговорить, как носитель языка.


Полезные ссылки:


Automatic Language Growth (Dr. J. Marvin Brown)


Dr. Stephen Krashen: Language Learning Research

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

#ESL#video#lessons

Изучение английского на Puzzle English